Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира, сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.
Однако именно проблема задержки речевого развития у детей является одной из наиболее распространённых на сегодняшний день. Чаще всего это связано с неблагоприятной семейной обстановкой, в которой растёт ребенок, с неправильно выстроенной взрослыми тактикой воспитания, которое не должно ограничиваться только уходом. Ребёнку необходимо активное, интенсивное общение со взрослым: совместные игры, прогулки, беседы, занятия.
Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа через решение следующих задач:
Чтобы повысить уровень развития речи у детей, я использую разнообразные методы и приемы, стимулирующие речевую деятельность. При работе над интонационной выразительности я использую с детьми проговаривание шепотом, тихо, громко. Много внимания в своей работе уделяю звуковой культуре речи. Работаю над уровнем развития речевого слуха, учу произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием правильного дыхания, работаю над звукопроизношением и словопроизношением. Важно при этом добиваться четкой артикуляции. Артикуляционную гимнастику я провожу каждый день в течение 3-5 минут. Упражнения необходимо проводить ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, постепенно усложняя упражнения.
Развитие речи связано с развитием мелкой моторики пальцев рук. Поэтому в своей работе использую пальчиковую гимнастику, упражнения на координацию речи с движениями, физминутки. Часто использую скороговорки звуков (например: свистящих и шипящих, твердых и мягких); использую дыхательную гимнастику, которая способствует формированию правильного речевого дыхания: пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, дуть в дудочку, подуть на салфетку, на бабочку и т.п. Немаловажную роль отвожу таким средствам как мимика, жесты, движения.
Последовательная и систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей, уточнению артикуляции и произношения звука, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей моей группы.
Для формирования словаря – обогащаю словарь детей на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, расширяю и активизирую словарь через синонимы и антонимы, побуждаю использовать в своей речи, обобщающие понятия: овощи, фрукты, грибы, транспорт, цветы, одежда, головные уборы, инструменты, игрушки, посуда, деревья, кустарники, травы и другие); объясняю и использую переносное значение слов.
Для активизации и обогащения словаря используюдидактические игры и задания:
В процессе совершенствования грамматического строя речи я тактично подсказываю детям образец, как принять произносить то, или иное слово; помогаю детям правильно согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги, образовывать форму множественного числа существительных, правильно произносить несклоняемые существительные (пальто, пианино, какао).
Связную речь детей формирую следующим образом: учу детей активно участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их, учу детей описывать предмет, картину, использую беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребёнка в семье, в детском саду. Применяя наглядные методы, провожу наблюдения в природе: за птицами, ветром, погодой, транспортом. Провожу экскурсии в библиотеку, на почту, к аллее славы, где дети наблюдают, описывают увиденное, сравнивают, решают различные ситуации. Используя словесные методы, читаю и рассказываю детям художественные произведения, заучиваем с ними наизусть стихотворения, пересказываем знакомые сказки и рассказы, беседуем на сложившиеся ситуации в группе, на интересующие их вопросы.
Для формирования у детей звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте ставлю перед собой следующие задачи:
- упражнять в подборе слов с заданным звуком в разных позициях (начало, середина, конец слова);
- упражнять в умении анализировать слоговую структуру слова (определять количество и последовательность слогов в словах);
- упражнять в умении проводить слого-звуковой анализ слов. Упражнять в умении определять последовательность звуков в словах;
- познакомить с ударением.
Провожу следующие игры:
Цель: учить определять наличие (отсутствие) звука «ц» в слове, развивать фонематический слух.
Ход игры: воспитатель называет слова, а ребёнок делает хлопок, когда слышит звук: стол, цветок, боец, свет, лицо, яйцо, палец, пинцет, песок, кольцо, место, птенец
Цель: дифференциация звуков
Ход игры: воспитатель называет слова, а ребёнок делает хлопок, когда слышит звук «ц» и топает – звук «с»
первых звуков и составление из них новых слов (на слух).
С введением ФГОС я использую нестандартные формы работы – это интегрированные занятия, сочетающие в себе разные виды образовательных областей.
Ни одна образовательная область не может существовать без словесного взаимодействия педагога и воспитанников.
При построении занятий по развитию речи, с учетом Стандарта, я:
В водной части занятия создаю мотивацию и не забываю о ней на протяжении всего занятия. Например, если к нам пришел Петрушка, значит, все занятие он участвует в деятельности с детьми.
Так же в НОД создаю проблемную ситуацию для детей, решение которой они будут находить в течение всего занятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит детей взаимодействовать в коллективе.
После каждого вида деятельности я провожу анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа).
На протяжении всего занятия слежу и побуждаю детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер, стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом».
Также в соответствии с новым образовательным стандартом стараюсь использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательскую деятельность, игровые обучающие ситуации, проектную деятельность, здоровьесберегающие технологии – в зависимости от вида детской деятельности и поставленных задач.
Заключительную часть занятия организовываю таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной или поисковой ситуации. Обязательно подвожу итог занятия, даю оценку детской деятельности.
Считаю, что отличительной особенностью занятия по ФГОС является активная речевая деятельность детей. Педагог просто обязан предоставить детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой.
Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой я знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами.
Процесс общения ребенка дошкольного возраста с книгой - это процесс становления в нем личности. Я считаю, что книга должна войти в мир ребенка, как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным. В своей работе я стараюсь прививать детям любовь к книге: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке. Для этого в группе есть уголок чтения. Знакомство с детской литературой в нашей группе происходит ежедневно в свободной форме. Дети берут в уголке книг понравившееся произведение, листают ее, рассматривают иллюстрации, просят почитать.
Работая с родителями, я рекомендую только свободную форму домашнего чтения, советую, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам.
Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников, способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей после занятий.
По новым Стандартам развивающая предметно-пространственная среда в групповой комнате должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Насыщая групповое пространство, я позаботилась о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.
Обогатила книжный уголок яркими и красочными книгами. Для театрализованного уголка приобрела и изготовила разные виды театра, костюмы, маски, разные атрибуты.
Группа оснащена игровым оборудованием, дидактическими и развивающими играми, которые влияют на развитие речи детей
Формы сотрудничества с семьёй.
Моя цель как воспитателя – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Внедрение новых федеральных государственных требований позволяет мне организовать совместную деятельность детского сада и семьи и более эффективно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
Основные задачи работы с родителями:
Весьма существенный фактор в работе с детьми по развитию речи – создание спокойной атмосферы в группе. Из личного опыта скажу: терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребёнку важно чувствовать, что все его старания и усилия постоянно поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него всё получается. Поэтому успехи каждого должны быть замечены.
Таким образом, речь ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми, с их помощью ребёнок учится правильно говорить.
Добиться положительных результатов в работе мне помогает диагностика. В начале и в конце учебного года я провожу обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом.
В результате проведенной с детьми работы видно: