Речь — одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием ребенка, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира. Хорошая речь — это залог успешного обучения детей в школе.
Однако именно проблема задержки речевого развития у детей является одной из наиболее распространённых на сегодняшний день. Чаще всего это связано с неблагоприятной семейной обстановкой, в которой растёт ребенок, с неправильно выстроенной взрослыми тактикой воспитания, которое не должно ограничиваться только уходом. Ребёнку необходимо активное, интенсивное общение со взрослым: совместные игры, прогулки, беседы, занятия.
Работая над развитием речи дошкольников, я ставлю перед собой цель:
-способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- развивать мелкую моторику руки.
В работе с детьми мне часто приходиться наблюдать, как они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, при перессказывании литературных произведений, при последовательном составлении
описательного рассказа, с трудом запоминают стихотворный материал.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь; неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; бедность речи - недостаточный словарный запас; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами; отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов; отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.; плохая дикция.
Чтобы повысить уровень развития речи у детей, я использую разнообразные методы и приемы, стимулирующие речевую деятельность : это художественное слово, вопросы к детям по прочитанному произведению, это и создание проблемных ситуаций, в которых ребенку необходимо высказаться, высказать свою просьбу, мнение, суждение; игры-драматизации; шутки - чистоговорки; использование опорных схем и картинок в обучении рассказыванию; речевые, дидактические и словесные игры; игры – упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук.
Так как большое влияние на речевое развитие ребёнка оказывает социальное окружение, я стараюсь своим примером показывать образец правильной речи. В своей речи я придерживаюсь определенных требований:
-смысловое содержание обращенной к ребенку речи должно быть близким и понятным детям;
-обязательна грамматически правильная речь воспитателя;
-при речевом общении с детьми нужно использовать средства выразительности языка, ведь монотонная невыразительная речь воспитателя отрицательно влияет на поведение детей, не затрагивает их эмоций;
-речевой образец воспитателя, как в повседневном общении, так и на занятиях должен применяться при осуществлении всех задач: расширения словаря, воспитания грамматической и звуковой правильности речи.
-умение выражать свои мысли точно и убедительно- важнейшее качество воспитателя.
Наряду с требованиями к образцу своей речи, я выдвигаю требования и к речи детей:
- воспитателю надо не только давать речевой образец, но и проверять, как овладели им дети (для этого использую упражнения, повторения);
- необходимо воспитывать у детей интерес к умению правильно говорить
( применяю для этого поощрения, пример хорошо говорящих детей);
- нужно систематически контролировать речь детей, прислушиваться, как говорят дети, вовремя исправлять ошибки.
Я постоянно слежу за речью детей не только на занятиях, но и в повседневной жизни.
Много внимания в своей работе уделяю звуковой культуре речи. Работаю над уровнем развития речевого слуха, учу произвольно менять громкость голоса, воспроизводить различные интонации, формированием правильного дыхания, работаю над звукопроизношением и словопроизношением.
Немаловажную роль отвожу таким средствам как мимика, жесты, движения. В своей работе много внимания уделяю артикуляции звуков (артикуляционная гимнастика), знанию зрительных образов звуков (букв) и умению соотносить звук с буквой, выработке гибкости и точности движения руки (пальчиковые игры и упражнения), глазомера, чувства ритма.
Последовательная и систематическая работа по развитию слухового внимания, развитию артикуляции и мелкой моторики детей, уточнению артикуляции и произношения звука, создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей моей группы.
Развитие связной речи. Решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребёнка в семье, в детском саду и т.д.
Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей.
Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развёрнутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания.
При обучении дошкольников построению связных текстов необходимо развивать умение раскрыть тему и основную мысль высказывания, озаглавить его.
Большую роль в организации связного высказывания играет интонация. Поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом.
В своей работе я использую различные формы: занятия, ежедневная артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие речевого дыхания, мероприятия по развитию связной речи (праздники, развлечения, выставки), систематические беседы, упражнения на развитие чувства ритма, индивидуальную работу с детьми, самостоятельную речевую деятельность, пальчиковые и речевые игры.
Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой я знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами.
Процесс общения ребенка дошкольного возраста с книгой - это процесс становления в нем личности. Я считаю, что книга должна войти в мир ребенка, как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным. В своей работе я стараюсь прививать детям любовь к книге: правильно держать её в руках, правильно перелистывать, знать её место на книжной полке. Для этого в группе есть уголок чтения. Знакомство с детской литературой в нашей группе происходит ежедневно в свободной форме. Дети берут в уголке книг понравившееся произведение, листают ее, рассматривают иллюстрации, просят почитать.
Работая с родителями, я рекомендую только свободную форму домашнего чтения, советую, чтобы чтение было ежедневным, тогда у детей появится потребность в чтении, интересе к книгам.
Театрализованная деятельность является мощным средством речевого развития дошкольников. Здесь решается ряд речевых задач: расширяется словарь признаков, согласование слов с движениями и действиями, отрабатывается высота, сила, громкость, интонационная выразительность речи. Дети во время постановки спектакля активно упражняются в диалогическом взаимодействии.
Игра – одно из важнейших средств развития речи ребенка. В игре у детей развивается диалогическое общение. Игровые задания помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников, способствуя развитию мыслительной и речевой деятельности. Игра снимает напряжение, обычно возникающее у детей после занятий.
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребёнка играют воспитатели и родители и их речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними.
Формы сотрудничества с семьёй
В процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребёнка. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.
Весьма существенный фактор в работе с детьми по развитию речи – создание спокойной атмосферы в группе. Из личного опыта скажу: терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искреннее уважение личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребёнку важно чувствовать, что все его старания и усилия постоянно поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него всё получается. Поэтому успехи каждого должны быть замечены.
Таким образом, речь маленького ребёнка формируется в общении с окружающими его людьми, с их помощью ребёнок учится правильно говорить.
Добиться положительных результатов в работе мне помогает диагностика. В начале и в конце учебного года я провожу обследование состояния речи детей с целью определения уровня речевого развития каждого ребенка и группы в целом.
В результате проведенной с детьми работы видно:
В процессе работы по развитию речи решаются и воспитательные задачи: дети стали внимательнее слушать рассказы воспитателя и сверстников, помогать друг другу в случае затруднения, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно их исправлять.