План-конспект занятия по
художественно-изобразительной деятельности
(старшая группа)
«Хохломская роспись»
1. Предметно-развивающая среда
Центр творческой деятельности
В центре творческой деятельности имеется разнообразный демонстрационный материал. Различные материалы для рисования: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры.
Кроме того имеется картотека стихов по народно- прикладному искусству, иллюстрации и фотографии изделий различных художественных промыслов, а также сами изделия народных промыслов, в т.ч. и хохломские.
2. Этапы занятия
Вводная часть | Организационный (проверка готовности) | Воспитатель: Дети давайте вспомним как вести себя на занятиях или в музеях, выставках? Дети: Правильно, нельзя шуметь, слушать рассказчика, воспитателя , не мешать другим, слушать.
|
Мотивация и целеполагание | В: Ребята, сейчас я вам прочитаю стихотворение И.А. Бунина, а вы мне скажите про какое время года оно: «Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной». В: - Ребята, а вы любите осень? За что? -(ответы детей). В: - Скажите, а какие цвета любит осень (ответы детей). Подумайте, вспомните - в какой росписи встречаются такие растения, как ягодки, травка (внимательно выслушиваются все ответы детей). | |
Основная часть | Создание Проблемной ситуации | 5. Сюрпризный момент. В-ль: Звучит веселая задорная музыка, воспитатель говорит: - Честной народ, нам посылка прищла. Выставляет предметы с хохломской росписью. Предлагает рассмотреть предметы с росписью и сравнить их. Определить чем они похожи (все предметы деревянные, расписаны растительными узорами). Воспитатель рассказывает детям, что это обыкновенная посуда (показывает детям заготовки), но мастера сделали из нее золотую хохлому без золота, а некоторые и совсем пустые. - Как же быть? Как же нам сделать из них золотую хохлому? Чем же торговать? (дети предлагают помочь воспитателю, раскрасить заготовки). Воспитатель соглашается и говорит, что мы потом торговцу по почте вышлем товар. Воспитатель на конкретных предметах показывает, как из деревянной заготовки получаются красочные ложки: после росписи они становятся серебряными, тогда их кладут в печь, и выходят оттуда ложки золотые да расписные. Дети берут предметы в руки, внимательно рассматривают, любуются росписью. |
Решение проблемной ситуации | В: Роспись хохломская – словно колдовская В сказочную песню просится сама, И нигде на свете нет таких соцветий – Всех чудес чудесней наша хохлома! Вопросы к детям: - Из каких элементов состоит растительный орнамент хохломы? (Ягоды смородины, малины, клубники, рябины, вишни, крыжовника, листочки, веточки, завиточки).
- Какие цвета используют хохломские мастера в своих узорах? (Красный, черный, желтый, золотой, зеленый).
Физкультминутка Мы рисовали и устали. Дружно все и тихо встали. Ручками похлопали, раз-два-три. Ножками потопали, раз-два-три. И еще потопали и дружней похлопали. Сели, встали, и друг друга не задели, Мы немножко отдохнем и опять рисовать начнем. Показать травку – тоненькая, похожа на реснички, а называют ее осочка. Предложить детям выбрать ту ягоду, которую они нарисуют, посмотреть как она украшена (точки, черточки, тонкие дуги). Два, три ребенка могут рассказать и показать, как они нарисуют свою ягодку или веточку.
Наводящие вопросы: - Как будем рисовать узор (Кончиком тонкой кисточки №1).
- Как можно нарисовать ягоды? ( При помощи тычков). - Как можно нарисовать листочки? (Прием примакивания кисточки). - Чем можно обвести узор и раскрасить его? (Гелевой ручкой) - Основное правило расположения узора? (Ритмично и равномерно по всему узору). Дети самостоятельно выбирают цвет ложки или доски, круга, его величину. Определяют последовательность рисования: ЗАВИТОК, ЯГОДЫ, ТРАВКА. Уточнить цвета, на красном фоне рисуют – желтым, черным, зеленым. На черном – красным, желтым, зеленым. На желтом – черным, красным, зеленым. Показать движение руки в воздухе рисование завитка, затем на листе положение кисти (палочка смотрит вверх) и легкость движения, «как дует ветерок». Дети приступают к работе: сначала рисуют несколько завитков, затем ту ягоду, которую выбрали на предметах, последним гелевой ручкой рисуют маленькие реснички. Обращать внимание на тонкость, легкость завитков травки. Ягоды яркие, большие или несколько поменьше. Каждый элемент любит свой сочный цвет. Три цвета для элементов, а четвертый для фона. Привлекать детей к рассматриванию узоров на предметах, если это необходимо. В конце дети выбирают рамочки, приклеивают на них свои работы, делают выставку. Рассматривают, выбирают самые яркие, легкие, нежные завитки, реснички, красивые ягоды.
| |
Заключительная часть | Подведение итогов (и /или представление продукта) Рефлексия | Дети рассматривают свои работы. Собирают посылку для торговца. Дети, которые могут писать, пишут адрес. В: Читает стихотворение: Хохломская роспись – спелых ягод россыпь, Отголоски лета в зелени травы… Расписная, легкая, нет ее нужней; В ней и щи отменные и кисель вкусней! Рефлексия. Как чувствовали себя на занятии? Что вызвало трудности? Что больше всего запомнилось, понравилось? |