Заведующий Исполняющий обязанности заведующего Орлова Ольга Палвановна Написать письмо

Конспект занятия в подготовительной группе "Подземная кладовая "

Конспект занятия в подготовительной группе:

 

 «Подземная кладовая»

 

Задачи. Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемы­ми, в том числе металлами, их ролью в жизни человека.

 

Предварительная работа. С помощью детей и родителей в группе организуется выставка полезных ис­копаемых и различных изделий из них.

 

Материалы, инструменты, оборудование :  ноутбук,  мультимедийная презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint.Образцы полезных ис­копаемых : различные виды каменной соли, щебень, же­лезная руда ; изготовленные из них предметы (в том числе металлические); шкатулка с «драгоценностями» — полезны­ми ископаемыми.

 

Содержание занятия:

 

 Воспитатель напоминает детям о том, что они уже знакомились с некоторыми полезными, ископаемыми  (на занятии по познанию окружающего мира).

 Воспитатель: - Какие еще полезные ископаемые вы знаете?

Воспитатель:    - Почему они так называются? 

Ответы детей: Полезные — потому что их использует человек, ископаемые -  потому что их добывают из-под земли, выкапывают.

Воспитатель сообщает, что известный уральский писатель П. Ба­жов (автор сказки «Серебряное копытце», с которой дети знакоми­лись в прошлом году) написал еще много других интересных сказок. Героиня одной из них — хозяйка Медной горы владеет разными подземными сокровищами.

Слайд 1-2. 

И сегодня она прислала шкатулку с необычными драгоценностями.

Дети рассматривают содержимое шкатулки с камнями. Воспи­татель подчеркивает, что все эти камешки нужны людям. Это по­лезные ископаемые. Воспитатель предлагает детям стать учеными и познакомиться с некоторыми из них. Для этого проводится ряд опытов.

 Соль. Воспитатель кладет на стол пачку пищевой соли, пачку соли для ванн, морскую соль, тарелочки на каждого ребенка, стаканчики с водой, лупы. Сначала дети рассматривают пищевую соль в пачке, затем воспитатель насыпает на тарелку каждого «ученого» немного соли. Дети рассматривают кристаллы под лупой, растворяют их в воде и пробуют ее на вкус.

 Воспитатель: - Какой стала вода?

- Для чего человеку нужна соль?

- Можно ли обойтись без нее?

Соль всегда высоко це­нилась людьми, в некоторых странах ее использовали

вместо денег.

 Воспитатель напоминает детям поговорку — «не солоно хлебавши». Что она означает?

Воспитатель обсуждает с детьми, откуда берется соль, почему ее называют каменной, и объясняет, что соль — это тоже камень. Ее добывают в горах, из-под земли (в специальных шахтах), достают со дна соленых озер.

    Слайд 3-4

Затем соль очищают, упаковывают и везут в магазин, где мы ее покупаем. Соль нужна не только людям, ее дают домашним животным. Дикие звери также лижут этот камень (в ле­сах для этого даже создают специальные места, которые называются солонцами).

Дети сравнивают пищевую соль с морской ,  с солью для ванн,  пробуют их растворить в воде. Воспитатель напоминает, что мор­ской солью многие дети полощут горло, когда болеют. Соль лечит — для этого существуют специальные соляные пещеры, в том числе и в детских садах.         Слайд 5-7

 В условиях соляных пещер гибнут микробы — и воздух становится целебным. В соляных пещерах еще в древние времена хранили продукты, книги и другие ценные вещи, потому что здесь они долго не портились;

Воспитатель показывает детям минеральные удобрения, кото­рые используются в детском саду на огороде и для выращивания комнатных растений. Многие из них тоже сделаны из полезных ис­копаемых, например из особой каменной соли. (В нашей стране ее добывают, например, в Пермской области.) Воспитатель осторожно растворяет немного удобрений в воде. (Дети только наблюдают!) Они хорошо растворяются. Воспитатель объясняет, что на огороде дождь тоже легко растворяет такие удобрения-соли, и в земле по­является больше еды для растений.

Воспитатель берет немного снега или льда и посыпает его солью. Дети высказывают свои предположения о том, что в результате произойдет, а затем наблюдают. Воспитатель спрашивает, почему иногда зимой дорожки посыпают солью.

Щебень. Дети исследуют щебень, который легко найти в любом регионе. Какой он — с острыми или округлыми краями? Твердый или мягкий? Воспитатель объясняет, что щебень — это разные ка­мешки — обломки горных пород с острыми краями (дети проводят по краям пальчиком), размером от лесного ореха до кулака (дети пробуют зажать камешек в кулаке). Воспитатель рассказывает, что щебень используют для создания железнодорожных насыпей, шос­сейных дорог.

Металлы. Дети сравнивают крупные кремни, из которых древ­ние люди делали разные орудия труда, и металлические предметы, например, нож. Воспитатель:    -  Как они считают, какой нож удобнее использо­вать?

- Каким ножом лучше резать мясо на тарелке?

- А очищать овощи?

Ответы детей.

Воспитатель рассказывает, что древние люди делали оружие и орудия труда из камней. Но потом они научились добывать и пла­вить металлы. Предметы из металлов оказались более удобными. Первыми металлами, которые стал

использовать человек, были медь и золото. Они мягкие, поэтому из них было несложно делать раз­ные предметы. Воспитатель нагревает металлический предмет под лампой и дает его потрогать детям:

- Стал ли он теплым?

 Ответ детей.

 Металлы быстро нагреваются и охлаждаются. Если их нагреть очень сильно, они станут мягкими. Очень горячий металл далее становится жидким и течет. Из такого металла можно делать предметы разной формы, которые после остывания вновь затвердевают.

Железо. Дети рассматривают разные изделия из железа.

Воспита­тель :-  Откуда люди берут этот металл?

Если есть возмож­ность, дети исследуют образцы железной руды (например, в музее).

 Воспитатель: – Какая она?

Ответы детей: У нее бурый или красноватый цвет. Она тяжелая и прочная.

 

Слайд 8-9

 Из такой руды в особых печах выплавляют чугун и сталь. Воспитатель помещает рядом с образцом железной руды компас. Что происходит? Стрелка компаса отклоняется! Какие еще железные предметы дети знают?  Дети  рассматривают чугунок, обсуждают  почему он так называ­ется (сделан из чугуна), пробуют, какой он тяжелый.

Дети опускают в емкость с водой камень, железный и деревян­ный предметы.         

Воспитатель: - Что происходит?

 - Какой из них тяжелее?

Медь. Дети рассматривают изделия из меди. Воспитатель расска­зывает, что в древности человек делал из меди украшения и орудия труда.

Древним людям, как и нам, нравились блестящие камешки. Так они обнаружили медную руду, которая блестела на солнце. Красивые камешки люди приносили к костру, у которого гото­вили пищу и грелись по вечерам. Однажды они выяснили, что часть камня от костра стала горячей и расплавилась: так люди обнаружили, что из медной руды можно добывать красивый ме­талл — медь. Из меди научились делать украшения. Огненную жидкость, полученную из камня, выливали в глиняную форму, а потом остужали. Металл оказался прочным, и вскоре люди уже производили из него различные орудия труда и оружие: ножи, на­конечники для стрел, топоры. Теперь из меди чаще всего делают монеты и памятники.

Золото. Дети исследуют золотые пред­меты, например кольца или другие украшения.

Иногда считают, что золото было первым металлом, который начал использовать человек. Это очень красивый, редкий металл, который всегда ценился людьми. Возможно, если бы железа было в природе так же мало, как и золота, оно тоже считалось бы дра­гоценным.

Воспитатель:  - Какого цвета золото?

Это мягкий металл, легко обрабатывается, всегда остается чистым и блестящим — поэтому золото всегда счи­талось лучшим материалом для создания украшений. Но из него делали не только украшения. Раньше, например, из золота делали деньги ( дети  вспомнят сказки, в которых упомина­ются золотые монетки, например сказку  про Буратино.)

Серебро. Дети исследуют серебряные предметы: украшения, по­суду; сравнивают их с золотыми. Воспитатель рассказывает, что у древних рыцарей, которые боролись с драконами, были серебряные доспехи. Серебро — тоже очень ценный металл. Но в отличие от золота со временем он чернеет.

Алюминий. Дети рассматривают алюминиевые предметы: ложки, кастрюлю, фольгу, украшения и т. п.

 Воспитатель:  -   Что еще делают из этого ме­талла?

(Его, например, используют при производстве самолетов.) Сравнивают по весу два одинаковых предмета, например ложки из алюминия и стали. Воспитатель:-  Какая из них тяжелее?

- Почему самолеты делают из алюминия, а не из железа?

Ответы: Алюминий — легкий металл.

 Затем сравнивают алюминиевую ложку и фольгу.

Воспитатель:- Что у них общего и чем эти предметы отличаются?

Фольга легкая, тонкая металлическая пластинка, она легко мнется, складывается, в отличие от ложки. Однако обе они сделаны из алюминия.

Олово. Еще один известный (даже по сказкам) металл — олово.

 Этот металл люди тоже использу­ют с давних времен, делают из него посуду. Почему рас­плавился оловянный солдатик, хотя и был стойким? Он был сделан из металла, который плавится на огне.

 

 

 

 

Заведующий Исполняющий обязанности заведующего Орлова Ольга Палвановна Написать письмо