Конспект занятия в подготовительной группе:
«Подземная кладовая»
Задачи. Познакомить детей с некоторыми полезными ископаемыми, в том числе металлами, их ролью в жизни человека.
Предварительная работа. С помощью детей и родителей в группе организуется выставка полезных ископаемых и различных изделий из них.
Материалы, инструменты, оборудование : ноутбук, мультимедийная презентация, выполненная в программе Microsoft PowerPoint.Образцы полезных ископаемых : различные виды каменной соли, щебень, железная руда ; изготовленные из них предметы (в том числе металлические); шкатулка с «драгоценностями» — полезными ископаемыми.
Содержание занятия:
Воспитатель напоминает детям о том, что они уже знакомились с некоторыми полезными, ископаемыми (на занятии по познанию окружающего мира).
Воспитатель: - Какие еще полезные ископаемые вы знаете?
Воспитатель: - Почему они так называются?
Ответы детей: Полезные — потому что их использует человек, ископаемые - потому что их добывают из-под земли, выкапывают.
Воспитатель сообщает, что известный уральский писатель П. Бажов (автор сказки «Серебряное копытце», с которой дети знакомились в прошлом году) написал еще много других интересных сказок. Героиня одной из них — хозяйка Медной горы владеет разными подземными сокровищами.
Слайд 1-2.
И сегодня она прислала шкатулку с необычными драгоценностями.
Дети рассматривают содержимое шкатулки с камнями. Воспитатель подчеркивает, что все эти камешки нужны людям. Это полезные ископаемые. Воспитатель предлагает детям стать учеными и познакомиться с некоторыми из них. Для этого проводится ряд опытов.
Соль. Воспитатель кладет на стол пачку пищевой соли, пачку соли для ванн, морскую соль, тарелочки на каждого ребенка, стаканчики с водой, лупы. Сначала дети рассматривают пищевую соль в пачке, затем воспитатель насыпает на тарелку каждого «ученого» немного соли. Дети рассматривают кристаллы под лупой, растворяют их в воде и пробуют ее на вкус.
Воспитатель: - Какой стала вода?
- Для чего человеку нужна соль?
- Можно ли обойтись без нее?
Соль всегда высоко ценилась людьми, в некоторых странах ее использовали
вместо денег.
Воспитатель напоминает детям поговорку — «не солоно хлебавши». Что она означает?
Воспитатель обсуждает с детьми, откуда берется соль, почему ее называют каменной, и объясняет, что соль — это тоже камень. Ее добывают в горах, из-под земли (в специальных шахтах), достают со дна соленых озер.
Слайд 3-4
Затем соль очищают, упаковывают и везут в магазин, где мы ее покупаем. Соль нужна не только людям, ее дают домашним животным. Дикие звери также лижут этот камень (в лесах для этого даже создают специальные места, которые называются солонцами).
Дети сравнивают пищевую соль с морской , с солью для ванн, пробуют их растворить в воде. Воспитатель напоминает, что морской солью многие дети полощут горло, когда болеют. Соль лечит — для этого существуют специальные соляные пещеры, в том числе и в детских садах. Слайд 5-7
В условиях соляных пещер гибнут микробы — и воздух становится целебным. В соляных пещерах еще в древние времена хранили продукты, книги и другие ценные вещи, потому что здесь они долго не портились;
Воспитатель показывает детям минеральные удобрения, которые используются в детском саду на огороде и для выращивания комнатных растений. Многие из них тоже сделаны из полезных ископаемых, например из особой каменной соли. (В нашей стране ее добывают, например, в Пермской области.) Воспитатель осторожно растворяет немного удобрений в воде. (Дети только наблюдают!) Они хорошо растворяются. Воспитатель объясняет, что на огороде дождь тоже легко растворяет такие удобрения-соли, и в земле появляется больше еды для растений.
Воспитатель берет немного снега или льда и посыпает его солью. Дети высказывают свои предположения о том, что в результате произойдет, а затем наблюдают. Воспитатель спрашивает, почему иногда зимой дорожки посыпают солью.
Щебень. Дети исследуют щебень, который легко найти в любом регионе. Какой он — с острыми или округлыми краями? Твердый или мягкий? Воспитатель объясняет, что щебень — это разные камешки — обломки горных пород с острыми краями (дети проводят по краям пальчиком), размером от лесного ореха до кулака (дети пробуют зажать камешек в кулаке). Воспитатель рассказывает, что щебень используют для создания железнодорожных насыпей, шоссейных дорог.
Металлы. Дети сравнивают крупные кремни, из которых древние люди делали разные орудия труда, и металлические предметы, например, нож. Воспитатель: - Как они считают, какой нож удобнее использовать?
- Каким ножом лучше резать мясо на тарелке?
- А очищать овощи?
Ответы детей.
Воспитатель рассказывает, что древние люди делали оружие и орудия труда из камней. Но потом они научились добывать и плавить металлы. Предметы из металлов оказались более удобными. Первыми металлами, которые стал
использовать человек, были медь и золото. Они мягкие, поэтому из них было несложно делать разные предметы. Воспитатель нагревает металлический предмет под лампой и дает его потрогать детям:
- Стал ли он теплым?
Ответ детей.
Металлы быстро нагреваются и охлаждаются. Если их нагреть очень сильно, они станут мягкими. Очень горячий металл далее становится жидким и течет. Из такого металла можно делать предметы разной формы, которые после остывания вновь затвердевают.
Железо. Дети рассматривают разные изделия из железа.
Воспитатель :- Откуда люди берут этот металл?
Если есть возможность, дети исследуют образцы железной руды (например, в музее).
Воспитатель: – Какая она?
Ответы детей: У нее бурый или красноватый цвет. Она тяжелая и прочная.
Слайд 8-9
Из такой руды в особых печах выплавляют чугун и сталь. Воспитатель помещает рядом с образцом железной руды компас. Что происходит? Стрелка компаса отклоняется! Какие еще железные предметы дети знают? Дети рассматривают чугунок, обсуждают почему он так называется (сделан из чугуна), пробуют, какой он тяжелый.
Дети опускают в емкость с водой камень, железный и деревянный предметы.
Воспитатель: - Что происходит?
- Какой из них тяжелее?
Медь. Дети рассматривают изделия из меди. Воспитатель рассказывает, что в древности человек делал из меди украшения и орудия труда.
Древним людям, как и нам, нравились блестящие камешки. Так они обнаружили медную руду, которая блестела на солнце. Красивые камешки люди приносили к костру, у которого готовили пищу и грелись по вечерам. Однажды они выяснили, что часть камня от костра стала горячей и расплавилась: так люди обнаружили, что из медной руды можно добывать красивый металл — медь. Из меди научились делать украшения. Огненную жидкость, полученную из камня, выливали в глиняную форму, а потом остужали. Металл оказался прочным, и вскоре люди уже производили из него различные орудия труда и оружие: ножи, наконечники для стрел, топоры. Теперь из меди чаще всего делают монеты и памятники.
Золото. Дети исследуют золотые предметы, например кольца или другие украшения.
Иногда считают, что золото было первым металлом, который начал использовать человек. Это очень красивый, редкий металл, который всегда ценился людьми. Возможно, если бы железа было в природе так же мало, как и золота, оно тоже считалось бы драгоценным.
Воспитатель: - Какого цвета золото?
Это мягкий металл, легко обрабатывается, всегда остается чистым и блестящим — поэтому золото всегда считалось лучшим материалом для создания украшений. Но из него делали не только украшения. Раньше, например, из золота делали деньги ( дети вспомнят сказки, в которых упоминаются золотые монетки, например сказку про Буратино.)
Серебро. Дети исследуют серебряные предметы: украшения, посуду; сравнивают их с золотыми. Воспитатель рассказывает, что у древних рыцарей, которые боролись с драконами, были серебряные доспехи. Серебро — тоже очень ценный металл. Но в отличие от золота со временем он чернеет.
Алюминий. Дети рассматривают алюминиевые предметы: ложки, кастрюлю, фольгу, украшения и т. п.
Воспитатель: - Что еще делают из этого металла?
(Его, например, используют при производстве самолетов.) Сравнивают по весу два одинаковых предмета, например ложки из алюминия и стали. Воспитатель:- Какая из них тяжелее?
- Почему самолеты делают из алюминия, а не из железа?
Ответы: Алюминий — легкий металл.
Затем сравнивают алюминиевую ложку и фольгу.
Воспитатель:- Что у них общего и чем эти предметы отличаются?
Фольга легкая, тонкая металлическая пластинка, она легко мнется, складывается, в отличие от ложки. Однако обе они сделаны из алюминия.
Олово. Еще один известный (даже по сказкам) металл — олово.
Этот металл люди тоже используют с давних времен, делают из него посуду. Почему расплавился оловянный солдатик, хотя и был стойким? Он был сделан из металла, который плавится на огне.