Задачи:
Активизация словаря: сыпучий, липкий, фильтрует, лупа.
Предварительная работа: опыты с песком и водой, рисование на песке. Рассматривание иллюстраций с видами песочных построек.
Оборудование: мягкая игрушка совы, ширма, костюм для феи, музыкальный центр, песок, вода, пластмассовые трубочки, шар, наполненный гелием, свеча, мелкие игрушки, коробочки с песком на каждого ребёнка, влажные салфетки, клей, кисточки, силуэты картонных человечков, подставка для готовых работ.
Ожидаемый результат: дети знают свойства сухого и мокрого песка, умеют рисовать на нём, устанавливают причинно-следственные связи, проявляют желание помочь сказочному герою.
Воспитатель. Дети , вы не заметили, куда улетела Мудрая Сова из нашего уголка? (Дети отвечают)
(Раздаётся шум за дверью. Воспитатель открывает дверь и заносит Сову, которая держит в клюве письмо).
Воспитатель. Вот и наша Совушка. Полетала и вернулась обратно к нам в группу, но что это у неё в клюве? Дети, это письмо от Феи песочной страны. Слушайте, что в нём написано.
- Здравствуйте ,ребята. Пишет Вам Фея Песочной страны. Здесь всё построено из песка: дома, машины, даже деревья и цветы у нас песочные. У меня было много друзей- песочных человечков, мы вместе играли, веселились, трудились, пока не появилась злая колдунья. Она не хотела с нами дружить, поэтому позвала сильный ветер и разрушила все наши дома, замки, дворцы, машины, а мои друзья, песочные человечки, куда-то пропали. Теперь я осталась одна и прошу вас помочь мне вернуть моих друзей»
Воспитатель. Как вы думаете, сможем мы помочь Фее Песочной страны? (дети отвечают)
Воспитатель. Да, мы очень постараемся ей помочь, и я думаю, что у нас это получится, потому что мы дружные ребята. Только как же мы доберёмся до этой сказочной страны? На чём мы можем отправиться в путь? (Дети перечисляют виды транспорта).
Воспитатель. Я вам загадаю загадку и вы узнаете, на чём мы отправимся в путь. Его держу за поводок, хотя он вовсе не щенок,
А он сорвался с поводка и улетел под облака.(воздушный шарик).
Воспитатель. Да, мы отправимся на воздушном шаре.
(Дети рассматривают шар, какой он красивый, какого цвета).
Воспитатель. Прошу вас занять свои места. (Воспитатель берёт с собой корзину с необходимым материалом). Чтобы наш полетел, его надо надуть тёплым воздухом. Давайте все вместе подуем. (дети дуют, а воспитатель постепенно отпускает шар). Чтобы воздух в шаре был всё время тёплый, я зажгу свечу. (Когда воспитатель зажигает свечу, звучит тихая, спокойная музыка). Пока мы летим, давайте побеседуем. Отгадайте загадку:
Он жёлтый и сыпучий, во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать, целый день в него играть. Что это? (Воспитатель достаёт из своей корзины посуду с песком)
Воспитатель .Какого цвета песок? Где можно его встретить?
Дети. На участке в песочнице, на берегу моря, речки.
Воспитатель. Для чего нужен песок?
Дети. Чтобы играть, посыпать дорожки зимой, для строительства домов. (По ходу беседы воспитатель показывает картинки)
Воспитатель. Мне кажется, что мы уже подлетаем к Песочной стране. Тёплый воздух нам больше не нужен, подуем на огонь, чтобы он потух. (дети дуют). Вы посидите минутку, а я проверю, нет ли здесь злой колдуньи. (Воспитатель уходит за ширму, быстро надевает на себя шляпу и накидку и выходит с другой стороны в роли Песочной Феи)
Песочная Фея. Здравствуйте, ребята. Как я рада Вас видеть. Приглашаю Вас в песочную страну. Прежде чем вы начнёте мне помогать, я расскажу Вам про песок: здесь он не простой, а волшебный: может чувствовать прикосновения, слышать, говорить. Давайте поздороваемся с песком.
Дети. Здравствуй, песочек!
Песочная Фея. Положите ладони на песок. Давайте погладим его. Песок какой?
Дети. Сухой, (мокрый), тёплый,( холодный)
Песочная Фея. Согреем песок руками. Наберите его в руки и пропустите между ладонями. Какой он стал? Послушайте, он с вами здоровается. Слышите? Плохо слышите, потому что ему грустно и одиноко. Он говорит тихим голосом. Наберите песочек в кулачок, а теперь потихоньку высыпайте его, вот как он разговаривает «С-с-с-с!» Песок сыплется, значит он какой?
Дети. Сыпучий.
Песочная Фея. Давайте развеселим песочек. Пощекочем его сначала одной рукой, затем другой, а теперь двумя руками. Слышите, как он смеётся, ему очень нравится. Рассмотрим песок через лупу. Что вы видите? Песок состоит из зёрнышек-песчинок. Как они выглядят?
Дети. Они круглые, жёлтые, белые.
Песочная Фея. Каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим друзьям. Подуем на них в эту трубочку, что вы видите?
Дети. Песчинки разлетаются.
Песочная Фея. А теперь я позову дождик и он польёт песок водичкой. Каким он стал?
Дети. Мокрым.
Песочная Фея. Подуем на него и посмотрим, что произойдёт. Песок разлетается?
Дети. Нет.
Песочная Фея. Вот, видите ребята, какой интересный песок. Если сухой, он сыплется, а если мокрый, он не разлетается. Почему? Как вы думаете?
Дети. Потому что вода соединяет песчинки между собой.
(Динамическая пауза)
Песочная Фея. Теперь мы поиграем. Вы будете песчинками, а я ветром и дождём. Если подует ветер, песчинки разлетаются, а если польёт дождь, песчинки собираются в кучу. (дети играют 2 раза).
С песком, ребята, не только играют. Оказывается, на нём можно рисовать. И мы сейчас попробуем порисовать на песке. Только сначала запомним правила: пальцы в рот не буреем и глаза свои не трём. Подойдите к коробочкам с песком и нарисуйте солнышко, домик, самолёт, машину , цветок и т.д. (дети рисуют пальцами на песке).
Молодцы, очень хорошие рисунки получились. Не забудьте вытереть руки салфеткой.
(Фея обращает внимание на песочные часы).Время можно наблюдать не только по часам, которые висят на стене или носят на руке. Я хочу вам показать необыкновенные часы- песочные. По ним тоже можно определять время. На обычных часах время показывает стрелка, а на песочных -песок. (дети рассматривают песочные часы). Теперь, когда вы узнали о песке много интересного, мы можем пойти на поиски моих друзей, песочных человечков. (Фея обращает внимание детей на столы, на которых лежат силуэты человечков).
Посмотрите на фигурку человечка, мне кажется он грустный, чего ему не хватает?
Дети. Лица.
Песочная Фея. У вас есть заготовки, возьмите их, нанесите клей на белую сторону и приклейте. Осторожно пригладьте салфеткой. Теперь зальём клеем фигурку человечка и посыпем его песком. Скажем волшебные слова «Раз, два, три – человечек оживи». Ссыпьте лишний песок и посмотрите, что получилось . Какая красота. Да это же мои друзья- песочные человечки! Вы все так старались, посмотрите, как они вам улыбаются и улыбнитесь им в ответ. Как я рада. Большое спасибо, ребята, что помогли найти моих друзей. Вы настоящие волшебники. За это я хочу подарить вам вот эту коробку с песком. ( Пока дети рассматривают подарок, Фея (воспитатель) уходит за ширму, снимает костюм Феи и выходит с другой стороны.
Воспитатель. Что это за коробка? Кто вам её дал? Что вы делали с Песочной Феей? (Дети перечисляют). Посмотрим, что же лежит в этой коробочке? Песок. Может Песочная Фея что-нибудь спрятала в песок? (Дети находят в песке игрушки из киндер-сюрпризов). А теперь пора нам возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре. (Дети машут руками).