Заведующий Исполняющий обязанности заведующего Орлова Ольга Палвановна Написать письмо

НОД про патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 Центр развития ребёнка»

 

 

 

 

 

Конспект занятия по патриотическому воспитанию  в подготовительной группе.

 

Тема: «Москва – столица нашей Родины.

Моя малая Родина -Тучково».

 

 

 

 

     Подготовила: воспитатель группы № 1

                                                                                       Самоделова Светлана Алексеевна

 

 

 

 

 

п.Тучково 2015г.

Конспект занятия по патриотическому воспитанию  в подготовительной группе.

 

Тема: «Москва – столица нашей Родины. Моя малая Родина -Тучково».

 

Цель:

1.Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой.

2. Формировать у детей представления об истории возникновения Москвы.

3.Обобщить и расширить знания о достопримечательностях города, учить узнавать их по иллюстрациям.

4. Познакомить со стихами, закрепить знание пословиц и поговорок о  Москве.

5. Воспитывать патриотические чувства.

Предварительная работа:

1. Ознакомление  с картой России.

2. Беседы о Москве.

3. Рассматривание иллюстраций и фотографий о Москве.

4.Чтение рассказов, разучивание стихов, пословиц и поговорок о Москве.

Материалы и оборудование: карта России, иллюстрации с видами Москвы: Красная площадь, Спасская башня Кремля,  Покровский собор, Большой театр, Останкинская башня, Царь – пушка, Царь – колокол.

Ход занятия:

Воспитатель:

- В какой стране мы живём?  (В России.) Кто мы? (Россияне.)

Воспитатель вешает карту России, предлагает показать её границы.

- В каждой стране есть главный город – столица. Кто знает, как называется столица России? (Ответы детей.)

- Правильно, Москва.

Воспитатель предлагает ребёнку показать на карте и отметить флажком.

- Как следует называть жителей Москвы? (Москвичи.)

Педагог читает стихи Фёдора Глинки:

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах…

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!..

 

 - Ребята, как вы думаете, всегда ли город выглядел так, каким он есть сейчас?

 

 Воспитатель показывает детям старинное изображение города Москвы (показ слайда).

Егор В.: Нет тебе на свете равных, стародавняя Москва!

                Блеском дней, вовеки славных, будешь ты всегда жива!

 

Валера В.: Град, что строил Долгорукий, посреди глухих лесов,

               Вознесли с любовью внуки выше прочих городов!

 

Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Ученые предполагают, что первые поселенцы, увидев реку, назвали ее «Москва» по первому впечатлению. Москва означает «река, текущая в болотистой местности». Другие ученые считают, что слово «Москва» означало кормилица. С глубокой древности люди селились по берегам рек: река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках ездить к друзьям.

Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы (показ слайда).

Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора) и велел оградить его крепостной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль. Он вмещал в себя весь город, тогда еще очень маленький (триста шагов из конца в конец).

     Приходилось ли вам слышать выражение «Москва белокаменная»?

Почему иногда так говорят? (ответы детей).

Деревянная крепость не раз страдала от врагов, часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня.  Стены и башни кремля, храмы на холме были построены из белого камня. С тех давних пор народ стал называть Москву белокаменной.

     Позднее на Боровицком холме началось грандиозное строительство новых стен и башен Московского Кремля из красного кирпича, а также новых соборов и дворцов в самом Кремле.

- А это Спасская башня Кремля.  Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой (в головном уборе). В верхней части башни расположены главные часы государства.  Они занимают 3 этажа башни. Это – куранты.

- Когда же мы ждём боя курантов? (На Новый год). (Слушаем бой Курантов).

    У стен Кремля расположилась Красная (т.е. красивая) площадь. (слайд).

На ней стоит самый необычный храм Москвы – Покровский собор (храм Василия Блаженного) (слайд).

Василий был странным человеком, предсказывал будущее. Его могила была на Красной площади как раз там, где построили Покровский собор.

- Одной из достопримечательностей Москвы является Московский университет (слайд).

 Он был основан очень давно по инициативе великого русского учёного Михаила Васильевича Ломоносова. В этом учебном заведении очень почётно учиться. Сегодня в университете обучается около 30 тысяч студентов.

- Где мы сможем увидеть русских царей, героев сказок и легенд, писателей, различные города и страны?

Есть такое место в Москве.

 Для этого надо переступить порог одного из известнейший музеев Москвы – (слайд).

Государственной  Третьяковской галереи. Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем эту коллекция вместе с домом осталась городу и его жителям и гостям. Поэтому музей носит его имя. Предлагаю вам прогуляться по этой галерее, и посмотреть, какие красивые картины находятся в ней. (Дети встают, проходят и рассматривают картины).

Но москвичи и гости столицы могут полюбоваться не только древними строениями и картинами художников. Они могут попасть в гости к животным, акробатам, клоунам.

- Как вы думаете, куда мы отправляемся?

Правильно, в цирк  (слайд).

Даша Р.: В цирке сердца замирают у нас, если летает воздушный гимнаст.   В цирке всю публику клоун смешит, здесь даже купол от смеха дрожит. 

Кира И. :   Просто глаза разбегаются здесь, от разноцветных, волшебных чудес. Как же нам нравится цирк Шапито, цирк Шапито не забыть ни за что!

Московский зоопарк – это целый городок, в котором собрались по соседству звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся из разных мест нашей земли. Здесь разводят редких животных, изучают их поведение.

ФИЗПАУЗА.

 

 Дети маршируют со словами:

Мы учили песенку, а в песенке слова:

«Здравствуй, наша Родина, Город наш... (Москва.)

Что за площадь есть в Москве там, где башня Спасская?

Эту площадь знают все, эта площадь... (Красная.)

 

        За стенами и башнями древнего Кремля — волшебный город! На территории его мы видим белокаменные храмы, соборы с золотыми куполами, сказочные терема, похожий на огромную драгоценную шкатулку Большой Кремлевский дворец. Один из красивейших залов Кремлевского дворца назван Георгиевским в честь Георгия Победоносца — святого покровителя Москвы (слайд).

 

Как вы думаете, что значит – Победоносец? (ответы детей).

 

В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? (президент). Назовите его полное имя? (В.В. Путин) (слайд).

У нашей страны России есть свой герб, флаг и гимн – это торжественная песня нашей Родины. Всюду, где играет гимн, нужно вставать. Это означает уважение и гордость за родную Отчизну (прослушивание гимна).

Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь». Царь-колокол! (слайд). Нет на свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Триста с лишним лет назад отлили его отец и сын Моторины. Царь-пушка всем пушкам пушка! (слайд). Отлил его четыреста лет назад славный русский мастер Андрей Чохов.

Никто не собирается сегодня стрелять из Царь-пушки или звонить в Царь-колокол. Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых мастерах-умельцах матушки России.

 Посмотрите на здание впереди, может кто – нибудь его знает? (Это Большой театр. Здесь зрители слушают оперу и смотрят балет, в которых выступают знаменитые люди.)

- Обратите внимание на высокую башню. (Это телевизионная башня.)

- Верно, ребята, это Останкинская телевизионная башня. Зачем же было создано такое сооружение? Только для красоты? (Ответы детей.) 

Конечно, это и трансляции в эфир программ радио и телепередач для многомиллионной аудитории телезрителей и радиослушателей, это и работа метеорологического центра. А со смотровой площадки Останкинской башни можно увидеть всю Москву.  

А вы, ребята, знаете пословицы и поговорок о Москве?

Дети отвечают по очереди:

- Москва – всем городам мать!

- Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

- Москва белокаменная, православная, хлебосольная, златоглавая!

- Москва славится колоколами, калачами, да невестами.

- Верно. Много ещё в Москве всего удивительного, но на этом наша экскурсия завершается.  Когда вы станете постарше, обязательно узнаете обо всех московских памятниках. Но не только за памятники архитектуры любят россияне свою столицу. Каждому русскому  человеку дорога Москва, потому что она главный город нашего государства – России.

Вот какими тёплыми словами говорил Пушкин о Москве:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе.

Москва…Как много  в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

Воспитатель:  Посмотрите на картинки, фотографии, рисунки…вы узнаете этот город? ( Тучково).

– Ребята а вы знаете, что у нашего города, тоже есть свой герб? Ребята рассматривают герб города Тучково, выясняют его особенность и сравнивают его с гербами других городов.

Санкт-Петербург: два серебряных якоря и золотой скипетр говорят о том, что город стоит на реке, является морским портом; скипетр напоминает о том, что город был столицей Российской империи.

Саратов: город связан с водой, изобилие рыбы.

Петропавловск – Камчатский: особенность природы – три извергающих вулкана.

Ярославль: медведь – лесной край, медведь символ мудрости и силы. Княжеская шапка – корона, повествует о том, что город этот древний.

После этого, воспитатель показывает детям отдельную карту Московской  области, на которой они вместе находят свой город. Смотрят, какие еще города есть в Московской  области.

– Ребята, что вы можете рассказать про свой город? Какие улицы вы знаете? Назовите самые любимые места в городе, которые вы посещали вместе с родителями. (рассказы детей).

При составлении рассказа можно смотреть на рисунки, фотографии.

 В заключении, я предлагаю вам немного поиграть и заодно проверить, что вы сегодня запомнили из нашего нелегкого маршрута. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

1.Как называется страна, в которой мы с вами живем?

 11.Назови столицу нашего государства?

10.Кто управляет нашей страной?

4.Что изображено на российском гербе?

 6.Какие цвета присутствуют на Российском флаге?

9.Зачем стране нужен флаг?

7.Какие города Московской области ты знаешь?

5.Как называют людей, которые живут в Московской  области? В городе Тучкове?

 3.На какой улице ты живешь?

12.Объясни пословицу “Всякому мила своя сторона”, “Родная сторона мать, а чужая-мачеха”.

 

Воспитатель вручает детям небольшие сувениры (шоколад РОССИЙСКИЙ) и благодарит за интересное путешествие

Заведующий Исполняющий обязанности заведующего Орлова Ольга Палвановна Написать письмо